Белоостровский вокзал постр. 1934

исторические материалы: все, что было до последних десятилетий, кроме военно-исторической тематики
Ответить
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров

Сообщение краевед эксперт » 23 апр 2016 17:10

Буквоед писал(а):В уже не раз помянутом романе Р.Штильмарка "Горсть света" есть несколько строк о белоостровском вокзал, в которых приводятся любопытные подробности:
три десятк боевых машин ворвались в город Белоостров, перед ними оказалась городская площадь (вокзал выходил на площадь главным фасадом). Как речки в озеро, впадали в эту площадь шесть городских улиц ».
Здесь то ли память изменила автору, то ли фантазия не в меру разыгралась. Достаточно вспомнить, что главный фасад выходил на главный ход Финляндской ж.д., отделявший его от северной части посёлка. Никакой площади не было и с других сторон вокзала.
Предполагаю, что речь могла идти об улицах действительно "вливавшихся" в "магистраль" (см. карту ниже), нынешнюю Вокзальную улицу.
Однако показался более примечательным другой фрагмент, и он, на мой взгляд, правдоподобен. Во всяком случае, выдумать именно такое довольно сложно:
... противник, час от часу наращивая силы, вел ожесточенный бой за город, кое-где уже перешел рубежи старой границы, атаковал станцию Белоостров-Товарный, где имелись большие склады, полные всяческого добра. Кто-то, по-видимому из уровских гарнизонов, эти склады поджег и осенние ночи стали почти светлыми в озарении этого огромного пожара. Горели, как выяснил Рональд, в частности, большие запасы манильского джута, оплаченные золотом перед самой войной
Здесь важны три момента.
1. Джут импортировали из Индии. А из Манилы, т.е с Филиппин, везли совсем другое сырьё, т.н. "абаку" - волокна специального сорта бананов. На флоте её называют просто "манила". И то, и другое используется при изготовление корабельных тросов, причём манила значительно прочнее, чем джут.
Что именно хранилось на складах, сейчас, наверно, уже не важно. Либо джут, но индийский, либо действительно филиппинская манила. Но уж точно, что купленное за золото/валюту.
2. Интереснее этот сюжет с т.з. логистики. По всему получается, что везли это дорогое сырьё по железной дороге (из портов Финляндии? Швеции?) и складировали в Белоострове. А почему не сразу в Ленинград и там на, допустим, фабрику "Канат"? И почему вообще не прямо пароходом в Ленинградский морской порт?
Не было ли тут вредительства? 8)
3. Действительно кто-то специально поджег склады, или же они загорелись, как и вокзал, в результате артобстрела/бомбардировки?
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6673
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 32

Сообщение Буквоед » 23 апр 2016 18:36

Спасибо, конечно, за цитату, но дальше-то что? :?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6673
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 32

Сообщение Буквоед » 24 апр 2016 17:29

Буквоед писал(а):... художник Рутковский Н.Х., расписывавший Белоостровский вокзал. ... Известно, что он работал в блокадном Ленинграде.
Одна из блокадных картин Н.Х Рутковского. Изображён вид на стрелку Васильевского острова с Мытнинской набережной. Рутковский, ка мы знаем, жил неподалёку, на Б.Зелениной.
Вложения
Рутковский Н. Х. За водой. 1942.jpg
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6673
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 32

Белоостровский вокзал постр. 1934

Сообщение Буквоед » 19 мар 2017 23:32

Сергей Ренни порадовал совершенно замечательным, на мой взгляд, снимком Белоостровского вокзала, сделанным в сентябре 1941 г.
Не пытаясь гадать о точной дате фото (в любом случае, она укладывается в период с 4 по 20 сентября 1941 г.), задам один риторический вопрос: где следы "всепоглощающего" пожара из-за "ёлок-палок"?
Вот следы пожара во внутренних помещениях я увидел.
белоостровский вокзал 4-20 сентября 1941 г..jpg
Спасибо коллегам с terijoki.spb.ru за редчайший снимок!
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 5235
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 58

Белоостровский вокзал постр. 1934

Сообщение Osbourne » 21 мар 2017 04:06

Как-то они там слишком расслабленно разгуливают. Значит, обстановка была уже спокойная?
0 x
Білоострів це Європа

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6673
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 32

Белоостровский вокзал постр. 1934

Сообщение Буквоед » 21 мар 2017 12:08

Ну, во-первых, разгуливают с "финской" стороны, откуда ничего не прилетит. Во-вторых, не все же 24 часа в сутки стреляли, даже в сентябре 1941 г.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 5235
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 58

Белоостровский вокзал постр. 1934

Сообщение Osbourne » 14 апр 2017 05:57

Осенью 2016 года во время ремонта существующего ж/д вокзала, при прокладке кабеля, был вскрыт фундамент вокзала 1934 года рядом с сестрорецкой веткой. К сожалению, наш краевед эксперт на форуме не появляется, а то мог бы об этом написать.
0 x
Білоострів це Європа

Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 7603
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 57
Контактная информация:

Белоостровский вокзал постр. 1934

Сообщение Aqua$erg » 14 апр 2017 07:12

Osbourne писал(а):
14 апр 2017 05:57
К сожалению, наш краевед эксперт на форуме не появляется
Был тут 03.04.2017
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 5235
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 58

Белоостровский вокзал постр. 1934

Сообщение Osbourne » 14 апр 2017 07:27

Aqua$erg писал(а):
14 апр 2017 07:12
Osbourne писал(а):
14 апр 2017 05:57
К сожалению, наш краевед эксперт на форуме не появляется
Был тут 03.04.2017
Радары засекли.. Ну что ж, значит исходящие отключены.
0 x
Білоострів це Європа

Ответить